Успенский собор в Харькове

Успенский собор в Харькове

Успенский собор в Харькове, созданный в стиле русского барокко, представляет собой уникальный архитектурный памятник 18 в. Колокольня собора, возведенная в 19 веке, являлась в то время одной из самых высоких в России, будучи выше даже колокольни Иоанна Великого в Москве. Сегодня Успенский собор с его колокольней являются одними из самых высоких каменных зданий города. Куранты, установленные наверху колокольни, ежечасно звонят для жителей.  А история возведения Успенского собора заслуживает отдельного внимания.

Сначала неподалеку от места, где сейчас находится собор, была возведена маленькая церквушка во имя Успения Божией Матери. Бедная и неотапливаемая, она не могла долго отвечать потребностям растущего города, прихожанам некуда было идти. Через тридцать лет после постройки церкви на смену ей возвели первый Харьковский собор из камня, пятиглавный, крестово-купольный храм с отдельной колокольней.  Только просуществовал этот собор недолго, поскольку через 50 лет в городе был сильнейший пожар и от этого собора Успения Пресвятой Богородицы осталась только кладка каменных стен.  Через год его восстановили, но здание дало трещину и в конце 19 века собор был разобран, чтобы на его месте можно было возвести новый.

Вопрос строительства главного городского собора в это время оказался одним из важнейших, поскольку Харьков занимал ведущие позиции в торговле и промышленности своей губернии, собор как раз оказывался среди административных и официальных зданий, а значит, должен был иметь торжественный и величественный вид. Тем более, что во времена екатерининской эпохи храмы, построенные скромно и без должной пышности, не пользовались особой популярностью, в частности, у власть имущих. Образцом для будущего храма должна была стать церковь имени святого Климента, что в Москве на Пятницкой. Очертание этой церкви практически квадратное, общая архитектура воплощает переход от позднего барокко к классицизму. Это выражается в сдержанности оформления, но в то же время, наличие некоторых лепных украшений еще отсылает нас к прежнему оригинальному декору. Интерьер Успенского собора в то время отличался большей роскошью, в частности позолоченный резной иконостас, эскиз для которого, как утверждалось в архивах, был создан самим Растрелли. К сожалению, в прежнем виде убранство собора до нас не дошло.

Возводили новый Успенский собор более десяти лет и в 1783 году наконец строительство было закончено. Четырехпрестольный собор, освященный в честь Успения, Казанской Божьей Матери, св. Екатерины и Петра и Павла, был гордостью жителей города. В нем находились две православные святыни – икона Елецкой Богородицы и старинный образ св. Николая.

Только в 1819 году началось строительство колокольни, а позднее в ней же был устроен отапливаемый зимний храм, освященный в честь Князя Александра Невского. Работы по возведению колокольни длились очень долго, 25 лет ее строили, установили в общей сложности 12 колоколов, а потом добавили парижского производства куранты с боем. Высокая и красивая колокольня сегодня стала центром исторической части города.

В начале и середине 20 в. Успенский собор был частично разрушен, поскольку пережил революции и войны. В 1973 году его начали реставрировать, а позднее сюда привезли орган и в соборе, кроме богослужений, также проводятся концерты камерной и органной музыки.



Фотографии

Добавить комментарий